Пренебрежительный, но вместе с тем смешной юмор, который вы сможете найти на https://anekdotbar.ru/poshlye/, парадоксален: он одновременно передает два противоречивых сообщения . Одним из них является явное враждебное или предвзятое сообщение . Но вместе с этим доставляется второе неявное сообщение о том, что «это не считается враждебностью или предубеждением, потому что я не имел в виду это — это просто шутка ».
Замаскировав выражение предубеждения плащом веселья и легкомыслия, пренебрежительный юмор, как и вышеприведенные шутки, кажется безобидным и тривиальным. Тем не менее, большое и постоянно растущее количество психологических исследований говорит об обратном: пренебрежительный юмор может способствовать дискриминации целевых групп.
Шутки, которые снимают ограничения
В большинстве случаев предубежденные люди скрывают свои истинные убеждения и взгляды , потому что боятся критики со стороны других. Они выражают предубеждение только тогда, когда нормы в данном контексте ясно выражают одобрение этого. Им нужно что-то в ближайшем окружении, чтобы сигнализировать о том, что свободно выражать свои предубеждения безопасно.
Юмор с пренебрежением, по-видимому, делает именно это, воздействуя на понимание людьми социальных норм — имплицитных правил приемлемого поведения — в непосредственном контексте. И во множестве экспериментов мы с коллегами нашли поддержку этой идеи, которую мы называем теорией предвзятой нормы .
Например, в исследованиях мужчины с более высоким уровнем враждебного сексизма — антагонизма по отношению к женщинам — сообщали о большей терпимости к гендерным домогательствам на рабочем месте после воздействия сексистских шуток по сравнению с нейтральными (не сексистскими) шутками . Мужчины с более высоким уровнем враждебного сексизма также рекомендовали большее сокращение финансирования женской организации в своем университете после просмотра сексистских и нейтральных комедийных пародий . Еще более тревожным является то, что другие исследователи обнаружили, что мужчины с более высоким уровнем враждебного сексизма выражали большую готовность изнасиловать женщину , подвергаясь сексистскому, а не не сексистскому юмору.
Как женоненавистнический юмор позволил мужчинам-женосистам в этих исследованиях чувствовать себя более свободно в выражении своих сексистских взглядов? Представьте, что социальные нормы о допустимых и неприемлемых способах обращения с женщинами представлены резинкой. Все, что находится внутри резинки, социально приемлемо; все внешнее неприемлемо.
Сексистский юмор, по сути, растянул резиновую ленту; он расширил границы приемлемого поведения, включив в него ответы, которые в противном случае считались бы неправильными или неуместными. Таким образом, в этом контексте расширенной приемлемости сексистские мужчины могли свободно выражать свой антагонизм, не рискуя нарушить социальные нормы и столкнуться с неодобрением со стороны других. Сексистский юмор сигнализировал о том, что выражать сексистские взгляды безопасно.
Кто цель?
В другом исследовании мы с коллегами продемонстрировали, что эффект уничижительного юмора, избавляющий от предубеждений, варьируется в зависимости от положения в обществе, которое занимает объект шутки. Социальные группы уязвимы в разной степени в зависимости от их общего статуса.
Некоторые группы занимают уникальную социальную позицию, которую социальные психологи называют «изменяющейся приемлемостью». Для этих групп общая культура меняется от признания предубеждений и дискриминации в отношении них полностью оправданными до признания их совершенно неоправданными. Но даже несмотря на то, что общество в целом все больше их принимает, многие люди по-прежнему питают смешанные чувства.
Например, за последние 60 лет или около того в Соединенных Штатах наблюдался резкий спад открытого и институционального расизма. Опросы общественного мнения за тот же период показали, что белые придерживаются все менее предвзятых взглядов на меньшинства , особенно на черных. В то же время, однако, многие белые все еще тайно имеют негативные ассоциации и чувства по отношению к чернокожим – чувства, которые они в основном не признают, потому что они противоречат их представлениям о себе как об эгалитаризме.
Юмор с пренебрежением способствует дискриминации социальных групп, таких как чернокожие американцы, которые занимают такое изменчивое положение. В нашем исследовании мы обнаружили, что непристойные шутки способствуют дискриминации мусульман и геев , что мы измерили, например, в более значительных рекомендуемых сокращениях бюджета для студенческой организации геев. Однако пренебрежительный юмор не имел такого же эффекта в отношении двух групп «оправданных предубеждений»: террористов и расистов. Социальные нормы таковы, что людям не нужно было ждать шуток, чтобы оправдать выражение предрассудков в отношении этих групп.
Важным следствием этих выводов является то, что пренебрежительный юмор может быть более или менее вредным в зависимости от социального положения, занимаемого целевыми группами. Фильмы, телевизионные программы или комедийные клипы, в которых юмористически унижаются такие группы, как геи, мусульмане или женщины, потенциально могут способствовать дискриминации и социальной несправедливости, тогда как те, которые нацелены на такие группы, как расисты, не будут иметь особых социальных последствий.
На основании этих выводов можно сделать вывод, что пренебрежительный юмор, нацеленный на угнетенные или обездоленные группы, по своей сути деструктивен и поэтому должен подвергаться осуждению. Однако реальная проблема может заключаться не в самом юморе, а в пренебрежительном отношении аудитории к тому, что « шутка — это просто шутка », даже если она пренебрежительна. Одно исследование показало, что такая « убежденность в бесцеремонном юморе » действительно может быть причиной некоторых негативных последствий пренебрежительного юмора. Для предубежденных людей вера в то, что «пренебрежительная шутка — это всего лишь шутка», упрощает плохое обращение с исторически угнетенными социальными группами, включая женщин, геев, расовые и религиозные меньшинства, что еще больше способствует их предвзятому отношению.