Компания Lightyear из Нидерландов все-таки сделала это! Разработала и довела до производства — пусть и мелкосерийного — свой первый электромобиль с солнечными батареями. У истоков этого стартапа стояли участники команды Solar Team из Эйндховена. Они регулярно участвовали (и трижды становились победителями) в соревнованиях электромобилей на солнечных батареях Bridgestone World Solar Challenge. А в 2016 году решили использовать накопленный опыт для создания гражданского автомобиля, способного заряжаться от солнца.
Первый опытный образец под названием Lightyear One был представлен летом 2019-го, и тогда было объявлено, что выпуск товарных машин начнется через два года. Выдержать график не получилось из-за разразившейся пандемии и недостатка финансирования, но проблемы в итоге удалось преодолеть. В минувшем сентябре нидерландский консорциум Invest-NL вложил в проект 81 миллион евро. По меркам автопрома это скромная сумма, но ее как раз хватило для запуска мелкосерийного производства на финской фабрике Valmet, которая уже много лет занимается контрактной сборкой разных автомобилей (в девяностых там делали даже российские Лады Самары).
Серийный солнцемобиль называется Lightyear 0, но в целом повторяет прототип трехлетней давности. Это огромный лифтбек длиной 5083 мм и шириной 1972 мм. Такие размеры нужны не столько для солидности, сколько для увеличения площади солнечных батарей: она достигает пяти квадратных метров! Фотоэлементы расположены на капоте, крыше и подъемной пятой двери. Ячейки покрыты прочным стеклом, которое может выдержать вес взрослого человека.
Инженеры хорошо поработали над аэродинамикой: с коэффициентом Cd 0,175 этот лифтбек стал самым обтекаемым дорожным автомобилем в истории. Например, коэффициент аэродинамического сопротивления у электромобиля Mercedes-Benz EQS равен 0,2, а у мелкосерийной «мыльницы» Volkswagen XL1 — 0,189. Ради этого пришлось убрать зеркала заднего вида (вместо них камеры), сделать «гладкие» колесные колпаки, а задние колеса закрыть дополнительными съемными щитками. При этом жертвовать дорожным просветом инженеры не стали: здесь внушительные 183 мм.
Кузов целиком изготовлен из углепластика, причем его производит подрядчик в Великобритании. Огромный покатый хвост, выгодный как для размещения солнечных батарей, так и для стабилизации воздушного потока, почему-то оказался не слишком вместительным: объем багажника — всего 474 литра, а со сложенными задними сиденьями — 1076 литров.
Lightyear 0 хоть и может использовать энергию солнца, но в первую очередь это электромобиль, причем с непривычной конструкцией. Он оснащен четырьмя мотор-колесами, которые в сумме выдают 177 л.с., а крутящий момент на колесах — 1720 Нм. Так что узенькие шины здесь не только для уменьшения сопротивления качению, но и для снижения неподрессоренных масс, которые при использовании мотор-колес очень велики. Под полом салона расположена тяговая батарея емкостью 60 кВт̊∙ч, полного заряда должно хватить аж на 625 км пробега по циклу WLTP. Причем снятие упомянутых щитков на задних колесах уменьшит дальность хода сразу на 12 км.
А что же солнечная энергия? Мощность всех ячеек на кузове — всего 1,05 кВт. Разработчики проводили испытания на юге Испании и уверяют, что весной и летом в этих широтах солнечная батарея за световой день сможет обеспечить заряд аккумулятора для пробега 70 км. Но в менее солнечных регионах мира эта величина будет куда скромнее. Поэтому Lightyear 0 оснащен еще и обычным зарядным устройством переменного и постоянного тока: от «быстрого» терминала можно за час зарядиться для пробега на 520 км.
Пятиместный салон лифтбека оформлен скромно и изготовлен с использованием синтетических материалов и переработанного пластика. Экраны здесь заменяют не только боковые, но и центральное зеркало заднего вида, а медиасистема на платформе Android имеет дисплей диагональю 10,1 дюйма. На центральной консоли размещены только клавиши управления трансмиссией и аварийкой.
Широкое и
спользование композитных материалов позволило сделать этот огромный электромобиль легким: всего 1575 кг, из которых 350 кг приходятся на тяговый аккумулятор. А вот динамикой Lightyear 0 не поражает: время разгона до «сотни» — десять секунд, максимальная скорость — 160 км/ч.
Lightyear 0 уже можно заказать на сайте компании, но цена — 250 тысяч евро! Три года назад разработчики обещали вдвое меньше. Впрочем, уже началась разработка следующей «солнечной» модели Lightyear 2, которая по задумке будет стоить от 30 тысяч евро. Пока опубликован только тизер, премьера запланирована на 2025 год.