Наибольшее количество штрафов, выданных ФАС за нарушения законодательства о рекламе при продвижении медицинских изделий, связано с предупреждением о противопоказаниях. Оно либо отсутствовало, либо было неправильного размера, некорректного формата.
За последние пять лет самое большое количество штрафов, выданных ФАС России в связи с нарушениями в рекламе медизделий, касалось надписи о наличии противопоказаний. Размер штрафов составил от 200 тыс. до 500 тыс. руб. В общей сложности юридическая компания Seamless Legal проанализировала больше 400 таких дел, рассказал глава практики фармацевтики и здравоохранения фирмы Всеволод Тюпа на конференции «Рекламное право 2022» 20 октября.
«Больше половины штрафов были наложены в связи с нарушением предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом», — рассказал Тюпа.
Например, в рекламе была ссылка на сайт, пройдя по которой, человек видел сообщение: «Вы только что ознакомились с информацией о медицинском изделии, пожалуйста, учтите, что имеются противопоказания к применению, необходимо ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться с врачом». По закону, такое предупреждение должно быть непосредственно на рекламном материале, напомнил эксперт.
Еще одно дело касалось площади надписи. Она составляла менее 5% размера объявления. Несмотря на то, что рекламодатель уверял, что нарушение было допущено при некорректном переводе из формата Word (базового файла) в формат картинки, избежать штрафа не удалось.
Среди изученных дел ФАС несколько касаются рекламирования медизделий, применение которых требует специальной подготовки. Согласно закону, такая реклама допускается лишь в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для мед- и фармработников специализированных печатных изданиях. Сложности возникают в связи с тем, что не по всем МИ есть четкая информация, необходима ли для их применения особая подготовка. В 2020 году вышло письмо ФАС, в котором антимонопольная служба указала, что этот вопрос находится вне ее компетенции, и определять, относится ли изделие к такой категории или нет, может Росздравнадзор. Но ждать, что эта служба будет оперативно реагировать на такие обращения, не приходится, констатировал эксперт.