Как научить ребенка говорить? Что мне сделать, чтобы она заговорила?! – вот вопросы, которые не давали мне спать по ночам год назад, когда двухлетняя Миа не хотела говорить ничего, кроме своих обычных слогов: мама, папа, дай, ам. Сегодня, на самом деле уже несколько месяцев, Менька вещает изо всех сил , составляет полные предложения и пытается повторять даже самые сложные слова без каких-либо блоков. Как я это сделала? Как я разговаривала с двухлетним ребенком тут?
Сначала я консультировалась по теме ее выступления со своими друзьями-логопедами. Это меня немного успокоило, и мне посоветовали проверить, не разговаривает ли она, но хорошо ли она слышит и понимает то, что ей говорят, а затем следить, расширяет ли она свой словарный запас. Важно отметить, что здесь я должен был считать словами каждое «мяу», «гав», «ам» и т. д., потому что вопрос заключался в том, сможет ли ребенок связать то, что он хочет назвать, с конкретным «словом», которое он произносит.
А пока, пожалуй, представила все разумно звучащие способы научить ребенка говорить, найденные в сети:
- Я организовала много занятий, развивающих мелкую моторику: играла с кинетическим песком, пластилином, пробовала ножницами, рисовала, перекладывала мелкие предметы с подноса на поднос и т.д.
- мы читаем много книг — сказка на ночь уже очень давно стала повседневным делом, но мы также ввели много чтения в течение дня .
- с самого начала я много с ней разговаривал, рассказывая о том, чем мы сейчас занимаемся, что происходит вокруг и т. д.
- Я назвал то, на что она указала пальцем
- мы уже избавились от соски
Миа, однако, была совершенно упряма и говорила «мяу» вместо «кошка», «муу» вместо «корова», а Вики была «кака». Все мои попытки, просьбы, упражнения казались напрасными. Она ни за что не хотела повторять со мной, но однажды мы услышали, как она повторяла за сестрой всю азбуку с плаката ! Ты понимаешь это?! Все КА, ЙОТ, ХА, ЗЕТ — все, кроме «ер», произносится точно. Я тогда точно знал, что ни о какой строго логопедической проблеме и речи быть не может, и что-то, что можно лечить любым способом. О, мой ребенок настоял, что не будет со мной разговаривать и все
Наш прорыв произошел во время прошлогодней весенней поездки к бабушке и, на мой взгляд, был вызван сильными эмоциями. Мы взяли машину на тесты в пути, поэтому в Варшаве нам пришлось перепаковать детей и содержимое нашей машины в другую (брали на всю поездку). В целях безопасности мы всегда сначала «перепаковываем детей» и пристегиваем малыша в автокресле, что мы и сделали в этот раз. Однако, как оказалось, тот факт, что она была буквально 2 минуты одна в этой новой большой машине, вызвал у нее такие эмоции, что в какой-то момент мы услышали четкое громкое «Кака, сядь сюда!». Наши чемоданы упали от впечатления, серьёзно.
Я пишу это вам, потому что я был в этом месте, когда мой не говорящий 2-летний ребенок был моим ежедневным разочарованием и беспокойством. Я боялся, что делаю что-то не так, что-то может быть не так. Я сделал все, что мог, и это не сработало. Я знаю от вас, что многие из вас чувствуют то же самое. Даже если мы знаем, что каждый ребенок развивается в разном темпе, эти страхи где-то внутри нас.
Безусловно, все введенные факторы оказывали влияние на формирование всего речевого центра, при этом на первый план выдвигались чтение и игры, тренирующие мелкую моторику. Однако я считаю, что ребенку тоже нужны стимулы и переживания. У нас это оказалось в яблочко, так что, может, стоит попробовать — погулять, сходить в зоопарк и понаблюдать за животными не только на картинках? Попробуйте забавную игру, в которой ваш малыш говорит, назови цвет, бросая мяч?