Областной художественный музей, который два с лишним года был закрыт на реставрацию и лишь в начале прошлого года открыл свои двери для посетителей, снова собираются ремонтировать. Корреспондент «АиФ» разобрался, каким образом здание умудрилось так быстро обветшать.
Что показал весенний осмотр?
Решение провести в историческом здании на Новом Венце реставрационные, и не просто реставрационные — противоаварийные работы, было принято 12 апреля на оперативном совещании в правительстве региона. Причина более чем серьёзная — в некоторых помещениях музея перекрытия находятся в столь плачевном состоянии, что того и гляди рухнут, погребя под собой бесценные произведения отечественного и мирового искусства.
«Ремонтные работы планируется провести в одном из выставочных залов на втором этаже и трёх помещениях, где хранятся музейные фонды, — сообщила в тот день министр искусства и культурной политики региона Евгения Сидорова, заодно обозначив примерный фронт работ: замена балок перекрытий, окон, систем электро- и теплоснабжения».
То, что знаменитое творение архитектора Шодэ, недавно пережившее масштабный ремонт кровли и зенитных фонарей, все ещё находится не в лучшем состоянии, особым откровением для музейщиков не стало.
«Во время проведения первого этапа реставрационных работ (2019 — 2020 годы – Ред.) выяснилось, что некоторые перекрытия находятся в аварийном состоянии, — рассказывает директор областного художественного музея Анна Маркеш Карвалейру. — Как только эта проблема вскрылась, мы заказали проектно-сметную документацию (ПСД) ремонтных работ, и нам ее подготовили. ПСД прошла все проверки, историко-научную и ценовую экспертизу. Мы спокойно дожидались второй очереди реставрационных работ, которые планировали начать с Западного зала, но весенний осмотр показал — медлить нельзя».
Инженеры «Спецреставрации», проводившие осмотр совместно со специалистами краеведческого музея – балансодержателя здания, зафиксировали отслоение штукатурки и признали: комнаты, где хранится 26% музейных экспонатов, не просто не соответствуют строительным и эксплуатационным нормам – находятся под угрозой обрушения. Повторный осмотр, к участию в котором минкульт привлёк специалистов проектных организаций, наличие проблемы подтвердил. Правительству, дабы защитить объект культурного наследия федерального значения, пришлось в срочном порядке изыскивать средства на ремонт. Поскольку ПСД на тот момент была готова и только дожидалась своего часа, решение о финансировании реставрационных работ было принято в течение двух недель.
Сколько денег надо?
«Речь идёт о 32 млн рублей, — уточняет директор музея. – 16 млн необходимо на первоочередные противоаварийные мероприятия – укрепление потолочных конструкций, перекрытий, замену утеплителя, обновление лепнины и т.п. Ещё в 16 млн рублей обойдётся ремонт вентиляции, инженерных сетей, покраска».
К самой реставрации планируют приступить ближе к лету, пока же из проблемных помещений (а это Западный зал, комнаты научных сотрудников и фондохранилище) эвакуировали экспонаты и восемь рабочих мест. При этом свои двери для посетителей музей не закрывает и закрывать не собирается – галерея, выставочный зал и Русский зал продолжат принимать ценителей прекрасного. Что касается образовательных и выставочных проектов, то их перераспределили по филиалам музея.
К слову, для здания, возведённого в честь столетия писателя Ивана Гончарова, всевозможно рода протечки на протяжении многих лет были в порядке вещей – чтобы спасти полотна великих мастеров, сотрудникам музея приходилось то снимать их со стен, то накрывать тканью. Собственно, по этой причине капитальный ремонт здания и начался с кровли и зенитных фонарей. Впрочем, один из них прошлым летом всё же дал течь. К счастью, не сильную – экспонаты остались в ценности и сохранности, а вот подрядчику снова пришлось браться за работу и в рамках исполнения гарантийных обязательств восстанавливать целостность лопнувшей во время ливня конструкции.