В России праздничная ель, известная миру как елка, носит другое название: новогодняя ёлка . История этой традиции включает в себя языческие ритуалы, царей и цариц и советскую антирелигиозную пропаганду.
Я вырос на Великом Белом Севере — в Канаде, для непосвященных — поэтому для меня елка, окутанная яркими огнями и увешанная гирляндами и безделушками, всегда означала скорое прибытие Санта-Клауса и дремоту на бабушкином плече в канун Рождества. оказание услуг. С тех пор я испытал много перестановок курортного сезона. Я не буду притворяться, что не был поражен, обнаружив шоколад в пальцах своих ботинок 6 декабря в Германии, или совершенно сбит с толку, когда каталонский сосед по квартире принес персонифицированное полено на кухню, а затем бил его палкой, напевая детскую песенку. мелодия, пока она (я не шучу) выделяла наши дары.
Досоветская история елки (рождественской елки) известна большей части Европы . Он начинается с языческой традиции, возможно, «дерева жизни», которое в разгар зимы стали украшать лентами и свечами. Когда Петр I объявил, что Новый год будет отмечаться 1 января по юлианскому календарю, он также заявил, что улицы и залы страны должны быть украшены ветками ели, сосны и можжевельника — выносливыми вечнозелеными растениями, населявшими леса. Традиция созрела и видоизменялась бесчисленными способами, пока перед деревенским приходом не стали регулярно стоять украшенные деревья.
В 19 веке прусская жена царя Николая I, Александра Федоровна, приносила в их дом сосну на Рождество и дарила подарки как королевским, так и бедным детям. Александра заимствовала многие традиции из своего родного Дармштадта, в том числе елку, которая положила начало празднованию Рождества в доме. К концу 1800-х годов пышно украшенные ёлки стали центральным элементом праздничных торжеств, а дарение подарков детям стало обычным явлением.
Деревья больше не будут украшать только залы богатых — они будут выставлены на всеобщее обозрение и будут обожаемы всеми советскими детьми, увенчанные знакомой красной звездой.
С тех пор русский сказочный персонаж Дед Мороз (или Дедушка Мороз) доставляет подарки с помощью своей прекрасной внучки Снегурочки. Трио лошадей тянет свои сани, чтобы навестить детей по всей России и лично доставить подарки. Чуть выше, с более красивой фигурой и менее тучным, чем его западный коллега, Дед Мороз — восхитительно неоднозначный в религиозном отношении персонаж, уходящий своими корнями в славянскую мифологию. Самое интересное, что он живет не на Северном полюсе и не в каком-либо другом мифическом месте, а в городе, который существует на самом деле: Великий Устюг на северо-западе Вологодской области.
Однако на протяжении большей части 20-го века Рождество исчезло из общественной сферы, поскольку был навязан санкционированный государством атеизм. Рождественские елки подверглись критике как буржуазная традиция, привезенная из Германии, врага России во время Первой мировой войны. Деда Мороза разоблачили как пособника церкви и богатых крестьян. Большевистская политика была направлена не только на демонтаж государственной церкви, но и на то, чтобы убедить людей в их полной безрассудности в праздновании религиозных праздников. Газеты восклицали, что Рождество основано на языческом праздновании середины зимы и что рождение Иисуса просто перепутали с крестьянским поклонением солнцу. Теперь, когда люди были образованы в научных законах природы, было бы глупо продолжать прославлять старые заблуждения. Более того, утверждали они, если бы Дева Мария действительно жила,
Когда религиозные праздники исчезли из поля зрения общественности, канун Нового года стал главным праздником года. Ёлка , ушедшая в историю всего несколькими годами ранее, вернулась в 1935 году, когда высокопоставленные чиновники убедили Иосифа Сталина, что ёлку можно использовать для светского праздника, как символ счастья и благополучия советских детей. Деревья больше не будут украшать только залы богатых — они будут выставлены на всеобщее обозрение и будут обожаемы всеми советскими детьми, увенчанные знакомой красной звездой. Восстановление елки на Новый год было, по сути, ритуальным строительным проектом; однако, в отличие от многих других подобных предприятий, это сработало, возможно, потому, что дерево вряд ли было новой концепцией — просто она была перепрофилирована.
С тех пор новогодняя ёлка стала символом надежды на наступающий год и общественным празднованием, краеугольным камнем общественного веселья, игнорирующего религиозные и культурные различия. Он занимает особенно любопытное положение для русских еврейских эмигрантов, которые несут домой елку и не жалеют средств, украшая ее мишурой и безделушками к Рождеству. Поскольку йолка уже давно не связана с религиозными праздниками, нет ничего противоречащего в том, чтобы в один день зажечь ханукальную менору, а на следующий день украсить высокую ель.
В 1990-е годы, даже после того, как религиозные праздники были официально восстановлены, Великий Устюг начал позиционировать себя как дом Деда Мороза, чьи славянские корни теперь продвигались правительством, чтобы противостоять посягательствам западного Санта-Клауса. В 1998 году мэр сделал это официальным и даже создал почтовый адрес, куда дети могут отправлять свои новогодние пожелания. Деда Мороза недолго считали кандидатом в талисманы зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
26 декабря в Кремле состоится открытие новогодней елки этого года, высота которой, по слухам, превышает 27 футов, а возраст приближается к столетию. Возможно, вполне уместно, что это дерево могло быть всего лишь саженцем, когда рождественские елки были впервые запрещены. Теперь среди криков « с новым годом! » («С Новым годом!»), он станет украшением Соборной площади Кремля. Российский бизнес, конечно, может поддаться очарованию западного Рождества — новогодние празднования (и распродажи) в эти дни выглядят все более похожими — но желткаостается явно советской традицией. Когда вся икра будет съедена и последняя мандариновая кожура будет выброшена, когда толпа замолкает, наблюдая, как ускользают последние секунды года, новогодняя елка будет в центре праздника, настолько продуктом как всегда устремленный в будущее советизм — символ радости и начала с начала.