Для многих немыслимо празднование Рождества без красивой вечнозеленой ели в гостиной, украшенной сверкающими украшениями и завернутыми подарками. Как и большинство рождественских традиций, включая празднование самого Рождества, происхождение рождественской елки можно проследить до языческих традиций. На самом деле, если бы не королева Виктория, самый могущественный монарх своего времени, украшение елей могло бы остаться малоизвестным обычаем, который практиковали лишь несколько германских и славянских стран. Вот краткое изложение интригующей истории рождественской елки.

Языческое происхождение рождественской елки

Древние египтяне украшали храмы, посвященные богу солнца Ра, зелеными пальмами во время зимнего солнцестояния. 

Задолго до появления христианства люди в Северном полушарии использовали вечнозеленые растения для украшения своих домов, особенно дверей, в честь зимнего солнцестояния. 21 или 22 декабря день самый короткий, а ночь самая длинная. Традиционно это время года считается возвращением силы ослабевшего за зиму бога солнца, а вечнозеленые растения служили напоминанием о том, что бог снова сияет и следует ждать лета.

Солнцестояние праздновали египтяне, которые наполняли свои дома зеленым пальмовым камышом в честь бога Ра с головой ястреба и солнцем в короне. В Северной Европе кельты украшали свои храмы друидов вечнозелеными ветвями, что означало вечную жизнь. Дальше на север викинги считали вечнозеленые растения растениями Бальдра, бога света и мира. Древние римляне отмечали зимнее солнцестояние празднеством под названием сатурналии, устраиваемым в честь Сатурна, бога земледелия, и, подобно кельтам, украшали свои дома и храмы вечнозелеными ветвями.

РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ

Здесь стоит упомянуть, что Сатурналии были самым важным праздником в римской жизни. Это был недельный праздник беззакония, проходивший с 17 по 25 декабря, во время которого никто не мог быть привлечен к ответственности за нанесение телесных повреждений или убийство людей, изнасилование, кражу — на самом деле все, что обычно противоречило закону. Но хотя многие люди выпустили пар, воспользовавшись беззаконием, Сатурналии также могут быть временем для доброты. Во время сатурналий многие римляне устраивали веселье и обменивались подарками.

Звучит знакомо? На заре христианства рождение Иисуса было установлено в последний день Сатурналий первыми римлянами-христианами, имевшими власть приблизиться к язычникам, хотя ученые утверждают, что Иисус родился девятью месяцами позже .Некоторые говорят, что это была искусная политическая уловка, которая со временем превратила Сатурналии из марафона вечеринок братства в скромное празднование Рождества Христова.

В то время как многие древние культуры использовали вечнозеленые растения во время Рождества, исторические записи предполагают, что традиция рождественской елки была начата в 16 веке немцами, которые украшали елки в своих домах. В некоторых христианских культах Адам и Ева считались святыми, и люди праздновали их в канун Рождества.

В 16 веке, в период позднего Средневековья, нередко можно было увидеть огромные пьесы, разыгрываемые под открытым небом в день Адама и Евы, в которых рассказывалась история творения. В рамках представления Эдемский сад символизировалось «райским деревом», увешанным плодами. Духовенство запретило эти обычаи из общественной жизни, считая их актами язычества. Итак, некоторые собирали вечнозеленые ветки или деревья и тайно приносили их к себе домой.

 

Эти вечнозеленые растения первоначально назывались «райскими деревьями» и часто сопровождались деревянными пирамидами из ветвей, скрепленных веревкой. На этих пирамидах некоторые семьи прикрепляли и зажигали свечи, по одной на каждого члена семьи. Это были предшественники современных елочных огней и украшений, а также таких съедобных продуктов, как имбирные пряники и покрытые золотом яблоки.

Некоторые говорят, что первым, кто зажег свечу на рождественской елке, был Мартин Лютер. Легенда гласит, что однажды поздно вечером во время Рождества Лютер шел домой через лес, когда его поразила невинная красота звездного света, сияющего сквозь ели. Желая поделиться этим опытом со своей семьей, Мартин Лютер срубил ель и принес ее домой. На ветки он поставил маленькую свечу, символизирующую рождественское небо.

Достоверно то, что к 1605 году рождественские елки были в ходу, поскольку исторические записи того года свидетельствуют о том, что жители Страсбурга «устанавливали елки в гостиных… и вешали на них розы, вырезанные из разноцветной бумаги, яблоки, вафли, золотая фольга, сладости и т. д. ».

В эти первые дни рождественской елки многие государственные деятели и представители духовенства осуждали ее использование в качестве празднования Христа. Лютеранский священник Иоганн фон Даннхауэр, например, жаловался, что этот символ отвлекает людей от истинного вечнозеленого дерева, Иисуса Христа. Английские пуритане осуждали ряд обычаев, связанных с Рождеством, таких как использование йольского бревна, падуба и омелы. Оливер Кромвель, влиятельный британский политик XVII века, проповедовал против «языческих традиций» рождественских гимнов, украшенных деревьев и любых радостных выражений, оскверняющих «это священное событие».

Современная рождественская елка.

Только во времена королевы Виктории празднование Рождества с подарками вокруг елки стало всемирной традицией. В 1846 году королева Виктория и ее немецкий муж Альберт были зарисованы в «Иллюстрированных лондонских новостях», стоя со своими детьми вокруг рождественской елки в Виндзорском замке. Немецкие иммигранты принесли с собой обычай рождественских елок в Британию в начале 1800-х годов, но эта практика не прижилась среди местных жителей. После того, как королева Виктория, чрезвычайно популярный монарх, начала праздновать Рождество с елками и подарками, развешенными на ветвях в качестве услуги своему мужу, миряне немедленно последовали ее примеру.

За океаном, в 19 веке, рождественские елки не были популярны, хотя их завезли голландские и немецкие поселенцы. Американцы были менее подвержены влиянию королевы. Однако именно американские общественные деятели, художники и писатели играли на образе счастливой семьи среднего класса, обменивающейся подарками вокруг елки, чтобы заменить рождественские обычаи, которые считались декадентскими, например, парусный спорт  . Этот семейный образ был еще больше усилен очень популярным стихотворением, написанным Клементом Муром в 1822 году, известным как «Ночь перед Рождеством». Это же стихотворение вызвало в воображении современный образ Санта-Клауса.

Прошло много времени, прежде чем рождественская елка стала неотъемлемой частью американской жизни в эту верную ночь. Президент Франклин Пирс (1804-1869) устроил первую рождественскую елку в Белом доме в середине 1850-х годов. Президент Кэлвин Кулидж (1885-1933) начал Национальную церемонию зажжения рождественской елки на лужайке Белого дома в 1923 году.

Хотя традиционно не все христианские культуры украшали свои дома вечнозелеными растениями и подарками, влияние Запада и растущее потребительство превратили рождественскую елку в вездесущий символ. На самом деле, многие люди других религий приняли рождественскую елку (см., например, Японию).

Рождественская елка прошла долгий путь от своего скромного языческого происхождения до такой степени, что стала слишком популярной для своего же блага. Только в России  ежегодно продается 35 миллионов елек elki.kz , к которым добавляется 10 миллионов искусственных елок, которые на удивление лучше с экологической точки зрения  . Ежегодно на фермах по всему миру выращивают 300 миллионов рождественских елок, чтобы поддерживать двухмиллиардную промышленность, но, поскольку этого часто недостаточно, многие ели вырубаются в лесах.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.